Все лишь одна тысяча
Предпринимательская жилка — довольно специфическая черта характера. Конечно, утверждать, будто предприниматели — люди особенные, не слишком корректно. И все же что-то их объединяет: каждому из них присуще определенное сочетание сходных качеств. В частности, настоящий предприниматель — это человек, готовый рискнуть и начать карьеру с «нуля». Подавляющее большинство ныне успешных бизнесменов однажды сделали смелый шаг от прежнего образа жизни к собственному бизнесу.
Разумеется, успеха добиваются не все. Статистика утверждает: лишь 20% малых предприятий выживают в рыночной экономике. То есть четверо из пяти начинающих бизнесменов будут вынуждены закрыть свою фирму в силу самых разных причин. Правило «выживает сильнейший» действует всегда и повсеместно. Зато та же статистика показывает, что каждая следующая попытка начать свое дело увеличивает вероятность успеха на 20 %. Попробуем разобраться в том, как повысить свои шансы на успех с первой попытки, обопремся на опыт успешных компаний и сократим количество собственных будущих ошибок. И, наконец, в качестве условия задачи примем самую невыигрышную позицию: попробуем начать свое дело... с одной тысячи долларов.
Малобюджетный старт
Кто он, рулевой новой фирмы со стартовым бюджетом в 1000 долларов? Скорее всего, это представитель современной молодежи: активный и инициативный человек, но — не слишком опытный. Молодежь не успевает к двадцати годам скопить необходимые для хорошего старта средства. Будучи по природе (да и по возрасту) склонными к риску и идеализируя процесс ведения бизнеса, молодые люди все чаще начинают свое дело, так и не получив хотя бы минимального опыта в качестве наемного сотрудника. Начать с тысячи без опаски может сегодня и любой менеджер среднего звена, который тоже не успел скопить капитал, зато набрался необходимого опыта и задал себе простой вопрос: «А чем я хуже?».
Но, так или иначе, упомянутые категории предпринимателей непременно сталкиваются с самыми неожиданными проблемами. Не надо питать иллюзий: с одной тысячей долларов в кармане закрыты многие двери.
Чего нельзя сделать на 1000 долларов
С тысячей долларов стартового капитала руководитель лишен возможности арендовать офис и нанять на работу высококвалифицированных специалистов. Но отсутствие офиса не ставит крест на зарождающемся бизнесе. Поначалу офис может разместиться и в квартире. Главным специалистом, отвечающим за все направления развития бизнеса, и главным же исполнителем первых заказов становится, разумеется, сам руководитель. Это то, что ждет практически любого начинающего предпринимателя.
Бизнес формируется вокруг собственника и по совместительству — директора, вокруг его знаний и опыта. Следовательно, он должен как минимум хорошо знать услугу или товар, которые его фирма попытается предложить рынку.
С одной тысячей долларов не получится организовать себе и хорошее рабочее место — о нем следует позаботиться заранее. Так что вопрос о покупке необходимых рабочих инструментов в кредит, будь то компьютер, автомобиль или что-нибудь еще, не рассматривается. Слишком большой риск прогореть и остаться с долгами.
Единственное, в чем можно быть точно уверенным, впервые начиная собственный бизнес, так это в том, что непредвиденные расходы будут. Непременно.
Что мы теряем?
Будем реалистами: бизнес, который начинается при стартовом капитале в 1000 долларов, имеет и массу положительных сторон. При недостатке средств на открытие магазина, кафе, салона красоты и других стационарных точек предприниматель застрахован от постоянных визитов всевозможных контролирующих органов, а следовательно, и от части непредвиденных расходов (впрочем, ровно в той степени, в какой застрахован от дорогих покупок). Малый и микро-бизнес как источник доходов интересуют чиновничий аппарат в значительно меньшей степени.
Основные расходы начинающего предпринимателя — это реклама и заработная плата бухгалтеру, стоимость услуг которого в Москве — 150–200 долларов в месяц. За эти деньги бухгалтер будет осуществлять все проводки, готовить документы, при необходимости отправлять их по факсу и сдавать отчетность в налоговую инспекцию. С небольшими фирмами бухгалтеры работают «удаленно», так что организация рабочего места — забота самого бухгалтера. Пожалуй, поиск бухгалтера — самая легкая задача, которая стоит перед начинающим предпринимателем.
Приятно, что фактическое отсутствие оборотных средств закрывает дорогу в торговлю, в инвестиционную деятельность, в сферу дорогих и эксклюзивных услуг, то есть поиск сфер приложения усилий заметно сужается. В то же время существует огромное количество областей для применения своих знаний, как будто специально созданных для небольших фирм. Крупный бизнес оставляет их без внимания или же необоснованно завышает стоимость подобных услуг.
Понятно, что говорить следует скорее об услугах, чем о производстве. Тем, кто начинает с «нуля», с минимальным стартовым капиталом, придется ориентироваться исключительно на оказание услуг. И прежде всего — в корпоративном секторе. А для этого необходимо как минимум законно созданное и нормально функционирующее юридическое лицо. Отсутствие зарегистрированной фирмы насторожит большинство потенциальных клиентов и снизит шансы на получение столь важной для малого предприятия предоплаты.
Итак, регистрация юридического лица, скорее всего, необходима. Наличие зарегистрированного ПБОЮЛа (предприниматель без образования юридического лица) не внушает доверия партнерам и заказчикам. Есть небольшая юридическая тонкость, разделяющая ПБОЮЛ и, скажем, ООО (общество с ограниченной ответственностью). По финансовым обязательствам ООО отвечает своим имуществом, а ПБОЮЛ — имуществом предпринимателя. ПБОЮЛ проще и дешевле зарегистрировать. Да и на уплате налогов можно сэкономить. Однако в случае судебных разбирательств такая экономия может серьезно подорвать финансовое благополучие хозяина. А это еще один довод в пользу ООО.
Стоимость услуг по регистрации ООО в Москве составляет сегодня 300–500 долларов, процесс регистрации занимает 3–4 недели. И здесь уже каждый решает сам для себя: потратить кучу времени на очереди и общение с чиновниками, или заплатить «регистраторам», а сэкономленное время уделить поиску будущих клиентов.
Варианты
Самый сложный вопрос, который начинающий предприниматель задает себе задолго до начала деятельности, — «С чего начать?». Причем после запуска собственного дела задавать вопросы успешный предприниматель не перестает. Теперь они звучат так: «Как на этом заработать?» и «Как это продать?».
Так какую же услугу продавать на начальном этапе? Можно попытаться понять, каких предложений на рынке мало или нет в принципе. Но если этих предложений нет, то... как узнать об их существовании? Здесь можно попробовать обратиться к зарубежному опыту. Например, огромный список услуг можно встретить на сайтах Yahoo.com или Google.com. Правда, новые идеи — не всегда выход для малого бизнеса. Увы, зачастую рынок не готов к экзотическим услугам, так что даже ваша своеобразная монополия не позволит успешно их продавать. И все же выбор есть всегда.
Вот, например, довольно любопытная ниша по организации языковых курсов в офисе. Мода на знающих язык сотрудников сейчас на подъеме, и все чаще обучение проходит прямо на рабочих местах за более чем разумные деньги. Наконец, если сотрудники фирмы и не собираются говорить на иностранном языке, они все равно будут не прочь учиться за счет предприятия и обязательно поддержат руководителя в этом решении.
Каковы сильные стороны этой услуги для молодого бизнеса? Все та же экономия на офисном пространстве. О помещении для занятий позаботится заказчик, а многие преподаватели языка готовы вести занятия на сдельной основе. Как правило, практикующие преподаватели уже имеют свои учебные материалы. Останется только растиражировать их для всех учащихся. Расходы: процент от стоимости каждого занятия передается преподавателю. Жаль только, что конкуренция на этом рынке уже довольно высока, поскольку идея все-таки не слишком нова.
Быстрее всех в рыночных условиях сориентировались переводчики. Большое число зарубежных фирм нуждается в переводах корпоративных документов, инструкций, пресс-релизов, Интернет-сайтов. Все чаще требуются услуги по переводу с русского на английский для продажи отечественных товаров за рубежом. Как следствие, появились десятки бюро переводов, что сужает рынок для нового предприятия. Тем не менее, поле для деятельности есть, а издержки и риски невелики. Через Интернет-сайты (job.ru, rabota.ru и другие) можно быстро найти десяток переводчиков, а одновременно начать работу по поиску клиентов.
С точки зрения экономии на офисном пространстве неплохо выглядит и такая экзотическая для России услуга, как «секретарь по вызову». Суть такого бизнеса — в организации и продаже секретарского сервиса. Домашний компьютер, факс-модем, принтер, сканер и телефон позволят предлагать эту услугу. Заказчик экономит на организации рабочего места, оплате телефона и доступа в Интернет, а исполнитель получает доход за счет нескольких одновременно обслуживаемых фирм. Разумеется, заказчик — тоже представитель малого бизнеса.
Но возникает вопрос: «Как продавать услугу, если у нас и не знает никто, что это такое?» В этом-то и состоит, с одной стороны, преимущество, а с другой — главная проблема первопроходца. Начинать же лучше всего со знакомых. Первые заказы, размещенные по знакомству, позволят держаться на плаву и расширить работу с потенциальными клиентами. А говорить придется действительно много...
Давно доказали свою эффективность, рискованность и рентабельность такие бизнесы, как разработка Интернет-сайтов, привлечение посетителей и продажа рекламных площадей на сайтах... Да что там! Существуют десятки и десятки вариантов. Идеи — повсюду. А умение разглядеть их или вовремя перенять чужой опыт — половина успеха.
Реклама
Самой трудноразрешимой задачей, как правило, становится не организация бизнеса, а поиск клиентов. Весть о гениальном изобретении разлетится быстро. Но что делать, если его нет? Большинству начинающих малых и микропредприятий приходится продвигать свои услуги (и делать это в условиях конкуренции) с весьма ограниченным рекламным бюджетом.
Интернет и местные газеты, пожалуй, лучшие варианты продвижения современных и высокотехнологичных услуг малого бизнеса. А вот массовой рассылки рекламных факсов или сообщений электронной почты лучше избегать. Достаточно поставить себя на место компании, засыпаемой почтовым спамом, и станет понятно, что негативная реакция на такую форму рекламы практически гарантирована.
Как платить персоналу?
Момент, когда придется решать этот вопрос, настанет быстро. Небольшой коллектив живет по своим законам: все сотрудники в курсе дел фирмы, знают конечную стоимость услуг и количество заказов. Каждый сотрудник, фактический исполнитель заказа, задаст себе (а потом и руководителю) вопрос: почему его вознаграждение составляет только часть от стоимости выполненной работы? И, конечно, не будет принимать во внимание, что руководитель несет дополнительные расходы на бухгалтера, рекламу, тратит силы на переговоры, и, в конце концов, рискует своими деньгами. Самое лучшее — сразу же доступно объяснить немногочисленным пока сотрудникам, как делится весь гонорар фирмы: вот это — зарплата, реклама и налоги, а это — средства на развитие. Иначе накопленное недовольство выплеснется наружу в самый неподходящий момент.
Единственная возможность сохранить хорошие отношения в фирме и сберечь бюджет — сдельная оплата труда. Каждый будет знать «свой» процент и — вместе с директором — бороться за новые заказы.
* * *
Зачем ввязываться в это? Я и сам не раз задавал себе этот вопрос. Вероятно, риск и ответственность руководителя вырабатывают дополнительную порцию адреналина, которого явно маловато, если вы являетесь наемным работником. Так что, если есть силы и желание начать свое дело и вести его к успеху, надо это осуществить. А «стартовый капитал» можно заработать и после старта.